Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) «Деловой России» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

Логистика лекарственных препаратов актуальна для всех организаций, деятельность которых связана с медициной, поскольку перевозка лекарств сложнее, чем перевозка габаритных или скоропортящихся грузов. И дело здесь не только в условиях перевозки, но и в законодательной базе.

В настоящее время технологии, в основе которых лежат информационные технологии блокчейн и смарт-контракт, находят все большее применение в управлении цепями поставок и в частности в транспортной логистике.

Россельхознадзор снял запрет на ввоз из Китая живой рыбы, экзотических и декоративных животных, а также насекомых и рептилий. Запрет был введен 30 января на фоне распространения в КНР коронавируса COVID-19.

Согласно сообщению Северо-Западного следственного управления на транспорте СК России перекрыт канал утечки данных Федеральной таможенной службы РФ и возбуждены уголовные дела по нескольким статьям.

Правительство запретило приобретать через госзакупки некоторые иностранные промышленные товары, за исключением изделий производства стран ЕАЭС.

/ Статьи

Дмитрий МАЙОРОВ: институт УЭО удалось отстоять

Каждый прожитый день последнего месяца приближает уполномоченных экономических операторов (УЭО) к важному рубежу в их работе - 31 декабря 2019 года закончится установленный законом переходный период. Напомним, что к указанной дате компании, желающие сохранить статус УЭО, должны пройти процедуру переоформления и получить подтверждение соответствия требованиям, заложенным в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

По действующим правилам тот, кто по каким-то причинам не выполнит данное условие в отведенный срок, утратит право на некоторые преференции при получении статуса УЭО по ТК ЕАЭС. Речь идет о тех, что предусмотрены для компаний, имеющих опыт работы в качестве УЭО по ТК ТС. В этом случае при повторном включении в реестр все организационные процедуры придется проходить в общем порядке без учета прежнего стажа и опыта работы в качестве УЭО по ТК Таможенного союза (ТС), утратившего свою силу с 1 января 2018 года.

Напомню, что еще в середине года при оценке ситуации с операторами у экспертов превалировало мнение, что бизнес утрачивает интерес к институту УЭО. Основанием для такой пессимистичной оценки стал тот факт, что на 30 июня 2019 года, то есть за полгода до завершения переходного периода, по новым правилам в реестр УЭО было включено всего 26 компаний. При этом только половина из них ранее имела свидетельство УЭО по ТК ТС.

Основная же масса действовавших на тот момент операторов, а таковых оказалось более 150, предпочитала выдерживать паузу и не форсировала ситуацию. Проведенные опросы показывали, что УЭО, получившие свой статус по старым нормам, размышляли о том, нужно ли им вообще проходить переоформление, готовы ли они к выполнению установленных ТК ЕАЭС новых, более жестких требований, или стоит вообще отказаться от статуса УЭО.

Переломить апатию основной части УЭО на тот момент не позволили даже многочисленные призывы со стороны ФТС России, которая рекомендовала бизнесу не откладывать решение вопроса на последние дни. Главная причина, породившая такого рода сомнения, была связана с тем, что большинство компаний не соглашались с требованиями ТК ЕАЭС, которые предусматривали предоставление таможенным органам удаленного доступа к внутренней системе учета оператора.

По мнению компаний, выполнение этих требований не только нарушает корпоративные стандарты информационной безопасности предприятия, но и существенно увеличивает издержки на получение статуса УЭО, тем самым снижая положительный эффект от специальных упрощений.

От апатии до ажиотажа

Кроме того, в 2019 году для УЭО ввели новые формы отчетности. Они предусматривают возможность прослеживаемости информации об операциях с товарами, в отношении которых применялись специальные упрощения. Такая прослеживаемость должна показывать связь между таможенными операциями с товарами и последующими хозяйственными действиями с ними, начиная с момента принятия товаров к учету и до их реализации или передачи в производство. Еще одной причиной колебаний было общее снижение позитивного эффекта от использования данных упрощений. Оно наблюдалось в течение 2018-2019 годов. По мнению экспертов и самих УЭО, это явилось результатом крайне активного и зачастую несправедливого применения таможенными органами системы управления рисками (СУР) в отношении товаров, по которым УЭО применяли упрощения.

Свой «посильный вклад» в формирование скептической оценки их эффективности внесло и вступившее в силу с начала 2018 года изменение правил выпуска товаров до подачи декларации. В результате УЭО утратили возможность объединять в одну итоговую декларацию несколько товарных партий, которые были выпущены до подачи декларации, но в разные дни. Тем самым оказалась заблокированной важная опция, позволявшая УЭО существенно снижать затраты на оплату таможенных сборов.

Однако во второй половине года ситуация с операторами стала постепенно изменяться в лучшую сторону. После периода ожидания и стагнации бизнес начал проявлять осторожный интерес. Затем компании одна за другой пошли на перерегистрацию. Вскоре началось то, что предсказывали и от чего предостерегали участников рынка и таможенники, и эксперты, – по мере приближения дедлайна фактически начался ажиотажный спрос на получение статуса УЭО по ТК ЕАЭС.

В результате только за третий квартал 2019 года ФТС России выдала столько же новых свидетельств, сколько их было оформлено за предшествующие полтора года. Как уточнили в ведомстве, на конец года в стадии оформления находится еще более чем 100 заявлений, поданных компаниями, претендующими на получение документа по новым правилам.

При этом подавляющее большинство включившихся в гонку за новым свидетельством – это компании, имевшие до этого статус УЭО по ТК ТС. После долгих раздумий они все-таки приняли решение продолжить применение специальных упрощений, но уже на условиях Кодекса ЕАЭС, и пройти процедуру переоформления по его правилам. В связи с этим возникают вопросы, что же такое произошло и чем обусловлен ажиотажный спрос?

Призывы не подействовали

Убежден, что переломить ситуацию только за счет одних призывов со стороны ФТС России не откладывать переоформление на последний день и разъяснительной работы вряд ли удалось. Считаю, что искомый результат во многом обеспечило то, что, помимо агитационных мероприятий, таможенное ведомство сделало ряд важных практических шагов, которые в итоге и привели к такому впечатляющему рывку.

При этом свою положительную роль сыграли даже те из новаций, которые в принципе не могли дать немедленного эффекта. Следовательно, они изначально были не в состоянии оказать существенного влияния на изменение ситуации в лучшую сторону. Однако в общем контексте происходящего на рынке их роль тоже нельзя недооценивать.

Например, как показал мониторинг, по состоянию на начало декабря 2019 года из-за малого срока проведения ожидаемых результатов не мог принести стартовавший незадолго до этого специальный пилотный проект. В рамках его предполагалось создать возможность доступа не напрямую к системам учета УЭО, а к «витрине данных», которая содержит лишь отдельные сведения из системы.

Однако уже сейчас понятно, что созданный в ходе этой работы задел, безусловно, получит свое дальнейшее развитие в 2020 году. Если результаты данного эксперимента будут положительными, то предложенная технология обязательно привлечет в институт УЭО новых участников. При этом компании, предоставившие непосредственный доступ таможне к своим системам учета, со временем смогут переформатировать характер и порядок взаимоотношений с таможенными органами и перейти на технологию доступа к «витрине данных».

Поскольку воспользоваться в 2019 году сырой технологией «витрины данных» было затруднительно, самый проблемный вопрос о доступе к учету был решен в достаточно конструктивном ключе, причем как со стороны таможни, так и со стороны компаний. Претенденты на статус УЭО смогли выполнить основное условие – организовать прямой удаленный доступ к системе учета, а таможня, в свою очередь, не стала предъявлять тяжелых для компаний требований о форматах и составе сведений, фактически принимая за норму обычное ведение учета хозяйственных операций с товарами. Это позволило пройти проверку на соответствие новым требованиям подавляющему большинству компаний.

Также важным шагом со стороны ФТС России, который помог бизнесу лучше понять предъявляемые требования и процедуры, стало создание и публикация на сайте ведомства проверочного листа для претендентов на статус УЭО. В нем в максимально подробной форме приведены вопросы, на которые должны получить ответы сотрудники таможни, проводящие выездную проверку компании, претендующей на получение статуса УЭО по ТК ЕАЭС.

Определенную роль в изменении позиции компаний в лучшую сторону также сыграло возобновление с 1 июля 2019 года возможности заявлять в одной декларации на товары сведения о нескольких партиях, выпущенных до подачи декларации. Это позволяет УЭО существенно снижать затраты при использовании выпуска до подачи.

Вопросы еще остались

Кроме того, следует упомянуть введение в середине года электронной формы заявлений о выпуске товаров до подачи и осуществленную ФТС России доработку программных продуктов таможни. Благодаря этому появилась возможность принимать решения о выпуске товаров до подачи в центрах электронного декларирования (ЦЭД). Это сняло противоречия, имевшиеся между выпуском до подачи и переносом оформления из постов фактического контроля в ЦЭДы.

Однако самым весомым аргументом в пользу нового статуса УЭО стали разосланные ФТС России специальные разъяснительные сообщения. В конце лета их получили многие компании. В посланиях говорилось о грядущей в 2020 году реформе системы управления рисками, в ходе которой предполагается полностью отказаться от отраслевого категорирования за исключением обладателей статуса УЭО по ТК ЕАЭС.

Именно эта новость, на мой взгляд, стала тем главным сигналом, после которого ФТС России и накрыл шквал заявлений о включении в реестр УЭО по ТК ЕАЭС.

Конечно, в 2019 году удалось решить далеко не все имевшиеся вопросы. Однако для большинства компаний тот из них, что касался нового порядка отчетности УЭО, в итоге перешел из разряда крайне актуальных в отложенную задачу, о решении которой пока можно не думать. Ведь по действующим правилам сдавать обновленный отчет основной массе УЭО нужно будет лишь в апреле 2021 года.

В то же время открытым пока остается вопрос относительно порядка заключения соглашений между оператором и таможенным органом. До сих пор не завершена работа по подготовке и изданию приказа Минфина, которым будет утверждена обновленная форма типового соглашения. Из-за этого заблокирован процесс подписания новых устанавливающих документов между УЭО по ТК ЕАЭС и таможнями.

С сожалением приходится констатировать, что в вопросах применения специальных упрощений в 2019 году появились новые сложности. Так, правила и технология маркировки товаров контрольно-идентификационными знаками не учитывают особенностей выпуска товаров до подачи декларации. Это фактически делает невозможным применение данного специального упрощения в отношении товаров, требующих нанесения указанной маркировки.

Однако, даже с учетом пока еще не решенных вопросов, самым важным на сегодня положительным моментом остается тот факт, что в нашей стране институт УЭО сохранил основную часть своих участников.

Это значит, что в наступающем 2020 году в России будут те, кому и для кого следует решать проблемы, с которыми на сегодня нам, к сожалению, не удалось справиться. Убежден, что при наличии желания и взаимопонимания таможенные органы и УЭО общими усилиями найдут выход из сложившейся в нашем секторе еще достаточно сложной и в чем-то запутанной ситуации. С наступающим Новым годом, коллеги!

Впереди нас всех ждет большая работа.

Дмитрий МАЙОРОВ,

генеральный директор ООО «Лакор»,

специально для «ТН» 

Материал предоставлен информационно-аналитическим обозрением "Таможенные новости"


 30 января 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня

Логистика в медицине: анализ и место смарт-контрактов в системе государственных закупок

Логистика лекарственных препаратов актуальна для всех организаций, деятельность которых связана с медициной, поскольку перевозка лекарств сложнее, чем перевозка габаритных или скоропортящихся грузов. И дело здесь не только в условиях перевозки, но и в законодательной базе.

 13 мая 2020 / Логистика

Применение технологий блокчейн и смарт-контракт в морских перевозках

В настоящее время технологии, в основе которых лежат информационные технологии блокчейн и смарт-контракт, находят все большее применение в управлении цепями поставок и в частности в транспортной логистике.

 30 апреля 2020 / Логистика

Контейнерные перевозки на евразийском пространстве. Барьеры развития

Россия как крупнейшая экономическая составляющая ЕАЭС практически в полной мере определяет структуру внешнеторговых грузопотоков. На данный момент 3/4 объемов импорта из КНР и более 90% экспорта в КНР принадлежит РФ.

 22 апреля 2020 / Логистика

SLA – всегда дорого?

Почему компании прибегают к услугам сопровождения информационных систем? Ответов на этот вопрос довольно много, но все же основным фактором является желание, чтобы система работала стабильно, а вот самостоятельно обеспечить эту стабильность у организации возможности нет.

 21 апреля 2020 / Логистика

Реанимобилям требуются льготы

Эксперты Санкт-Петербургского регионального отделения (СПРО) В«Деловой РоссииВ» предложили уполномоченным органам государственной власти и профильным ведомствам рассмотреть возможность отмены утилизационного сбора в отношении ввозимых в нашу страну новых реанимобилей

 20 мая 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения В«Научно-исследовательский финансовый институтВ» (далее - НИФИ).

 18 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Если у товара двойное назначение

В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю.

 17 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Проследят по документам и штрих-коду

Создание Единой системы маркировки средствами идентификации и прослеживаемости товаров сейчас рассматривается в нашей стране как одно из приоритетных направлений.

 16 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала

Кора остановила экспорт леса в Китай

Из-за ужесточения фитосанитарного контроля со стороны КНР экспорт круглого леса в Китай через пункты пропуска Дальневосточного федерального округа (ДФО) практически остановлен.

 12 марта 2020 / Таможня
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog